Ремонт дизельного двигателя осуществляется в несколько этапов:
1. Диагностика. Прежде чем начать ремонт, нужно выяснить, какие параметры не дотягивают до предельно допустимого уровня. Основные параметры:
- давление конца такта сжатия
- давление моторного масла
После проверки параметров можно заключить, какие узлы изношены и требуют замены, и определить, во сколько обойдется ремонт дизельного двигателя. Как правило, диагностика занимает несколько часов.
2. Демонтаж. По возможности двигатель снимается целиком, чтобы позднее произвести разборку на стенде, что быстрее и удобнее. Производится слив всех технических жидкостей (масла мотора и гидроусилителя, охлаждающая жидкость). Потом отсоединяют трос акселератора, патрубки охлаждающей жидкости, шланги, проводки, воздуховоды и топливные шланги. Дальше снимают воздушный и масляный фильтры и откручивают болты крепления двигателя, после чего аккуратно снимают его.
3. Разборка. После установки двигателя на стенд и очистки его от грязи приступают к разборке. Для начала снимают навесное оборудование, топливный насос и форсунки. Дальше демонтируют головку блока цилиндров, масляный поддон, поршни, коленчатый вал. Головка блока цилиндров, как правило, разбирается полностью. В ходе капитального ремонта дизельного двигателя головку блока цилиндров зачастую заменяют полностью. Топливную аппаратуру разбирают не целиком, ТНВД и форсунки диагностируют отдельно на стенде.
4. Мойка. Последний этап перед собственно ремонтом дизельного двигателя. Все детали моются вручную с применением специализированной жидкости (STP Foaming Engine Degreaser, Liqui Moly Motorraum-Reiniger, Prestone Heavy Duty Engine Degrease, K&W Engine Degreaser&Cleaner и др.) Все дтали тщательно очищаются от следов масла, сажи и нагара, это важно для качества последующей дефектовки. Применение металлических щеток и скребков может повредить детали двигателя, не нуждающиеся в замене, потому в хороших сервисных центрах, специализирующихся на ремонте дизельных двигателей европейского производсва, этого избегают.
5. Дефектовка. Исследование узлов и деталей двигателя с применением точных измерительных приспособлений и компьютерного оборудования. Проверяются все размеры на допуски, степень износа. Поверхности визуально осматриваются на наличие трещин, царапин, потёртостей и сколов. После подробного исследования составляются перечни запасных частей, подлежащих ремонту и замене.
6. Механическая обработка. В большинстве случаев ремонтируется головка блока цилиндров, клапаны, втулки, поршни, коленвал.
7. Сборка. После обработки детали продуваются, с них удаляются остатки стружки и масла. Новые запчасти смазывают. Обязательно проверяют весь крепеж.
8. Установка. После ремонта дизельный двигатель устанавливается на шасси в порядке, обратном демонтажу.
9. Регулировка. Регулируется уровень впрыска топлива, обороты холостого хода и прогрева.
10. Обкатка дизельного двигателя. Работа в течение нескольких часов на низких оборотах для сглаживания и "полировки" поверхностей новых и отремонтированых деталей.