Как часто любители автомобильных путешествий, да и просто рядовые водители сталкивались с ситуацией, когда автомобиль не может вместить в себя весь необходимый багаж. А так хочется взять на дачу велосипед, на рыбалку новую лодку, зимой съездить покататься на лыжах. Но не тут то было, конструкция автомобиля, а вернее та его часть, которая предназначена для перевозки грузов, не позволяет вместить все необходимое. Остается выбирать: либо приобретать прицеп, либо покупать багажник, устанавливаемый на крыше транспортного средства.
Современные багажники представляют собой особую конструкцию, которая готова трансформироваться, в зависимости от условий, которые предлагает ему пользователь. В основе его лежит базовая конструкция, которая сама по себе состоит из продольных опор и поперечных штанг, установив которую, существует возможность наращивать ее, путем присоединением различных приспособлений для всевозможных нужд.
Базовая конструкция выбирается в зависимости от схем крепления его к транспортному средству. Производитель предлагает вариант крепления к водостокам (отечественная классика и старые иномарки), а так же крепление к штатным местам, предусмотренным конструкцией автомобиля. Для упрощения схемы крепления возможен вариант использования переходников и специальных крепежных устройств.
Некоторые производители легковых автомобилей предлагают в комплектации установку специальных дуг – релинги. Они устанавливаются по бокам вдоль крыши авто и багажник крепиться уже к ним. Преимуществом является то, что у багажника отсутствует прямой контакт с лакокрасочным покрытием кузова, а время установки снижено к минимуму.
Наиболее встречающийся способ крепления – это прикрепления багажника к крыше с помощью специальных скоб напоминающих крюки, через дверные проемы. Опоры таких креплений имеют специальную поверхность, которая не наносит вред лакокрасочному покрытию и уплотнителям дверей. Автомобили, конструкции которых предполагает для посадки в салон две двери, снабжаются багажниками с усиленными опорам на них, а задняя часть багажника ложится на крышу.
Вакуумные и магнитные системы являются не надежными. Они могут нанести вред как самому транспортному средству, на котором они стоят, так и окружающим.
Поперечины изготавливаются как из стали, так и из алюминиевых сплавов. Достоинствами стальных штанг является дешевизна и прочность. Недостатки – увеличенный вес и повышенная шумность при движение из-за прямоугольного профиля сечения. Алюминиевые изделия, обладая обтекаемой формой менее шумны. Весят они гораздо меньше. Необходимая грузоподъемность багажника достигается благодаря ребрам жесткости внутреннего сечения. Эстетический вид гораздо привлекательней. Но стоимость их значительно выше стальных.
К отдельной категории багажных систем относятся конструкции, месторасположение которых находиться сзади автомобиля. По аналогии с багажниками, которые крепятся к крыше, их крепления зацепляются за верх и низ задней двери у хэтчбеков, внедорожников и универсалов. Усиленный вариант имеет опору на прицепное устройству или фаркоп. Удобнее всего перевозить на таких багажниках велосипеды. Сумки и багажные боксы подвержены активному загрязнению. К недостаткам можно отнести увеличенные габариты авто, к которым необходимо привыкнуть во время движение задним ходом. Так же ограничен доступ к багажному отделению через заднюю дверь. Большая нагрузка на последнею приводит к деформации петель.
Использование багажника предполагает перевозку грузов как на поперечных штагах (в основном крупногабаритный груз, прикрепленный специальными ремнями), так и установка на него всевозможного дополнительного оборудования.
Наиболее простым является корзина, имеющая бортики, и, как правило, решетчатое дно. С верху груза возможна дополнительная натяжка сетки.
Специальные грузовые боксы по своей сути представляют собой отдельный отсек. Их емкость достигает до 500 литров. Они изготавливаются из пластика. Стоимость такого грузового бокса говорит о качестве материала, из которого он изготовлен. Так же на стоимость влияет, покрыт ли он специальным лакокрасочным покрытием или нет, наличие дополнительных амортизаторов или механических пружин, морозоустойчивость, устройства для плавного открывания крышки, наличие или отсутствие центрального замка для открывания нескольких защелок.
На ряду с жесткими боксами существуют мягкие. Их плюсом является компактность. В том случае если его необходимо убрать, то в сложенном состоянии он легко уместится в багажнике кузова автомобиля. Минусы – не достаточно хорошая защита от непогоды, ухудшение аэродинамики, легкий доступ со стороны посторонних лиц.
Кроме того, существуют различные приспособления для крепления велосипедов, с учетом конструктивных особенностей. Крепления для лыж и сноубордов, для габаритных лодок и много другого снаряжения. Подбирать их необходимо исходя из конструктивных особенностей перевозимого груза (велосипед, лодка, лыжи и т.д.), а так же с учетом технических характеристик самого автомобиля. Данные приспособления крепятся к поперечинам и как правило имеют надежные и легкие в эксплуатации крепления.