www.buy-avto.ru > Запчасти Статьи > Шарнир равных угловых скоростей - ШРУС

Шарнир равных угловых скоростей - ШРУС


9 октября 2012. Источник материала: www.buy-avto.ru

ШРУС - это шарнир равных угловых скоростей, в просторечии называемый «гранатой». Шарнирный узел представляет собой достаточно сложное механическое устройство, которое передает вращательный момент между валами, находящимися под углом друг к другу при углах поворота до 70 градусов относительно оси. Чаще «гранаты» устанавливаются на приводах передних, и в ряде случаев - задних колес автомобилей. ШРУС - один из подклассов карданных передач - полный синхронный. История шарнирного механизма началась еще в 20-х годах прошлого столетия. Конструкцию шестишарикового шарнира с разделительным рычажком, ныне используемого повсеместно в легковых и малотонажных грузовых автомобилях, разработал Альфред Рцепп.

Привод автомобиля состоит из двух шарниров, - внутреннего и наружного, соединенных непосредственно между собой приводным валом. ШРУС традиционный состоит из сепаратора, внутренней обоймы и шести шариков. Внутренние и наружные шарниры отличаются конструкцией.

Основным преимуществом в сравнении с традиционными карданными передачами являются значительно меньшие потери энергии на траекториях малого радиуса поворота осей; кроме того, ШРУСы более износоустойчивы.

Традиционная шестишариковая конструкция шарнирного узла обладает такими преимуществами как: больший угол поворота сепаратора в корпусе, более низкие люфты и, вследствие чего - более низкие вибрационные нагрузки при трогании автомобиля с места. Однако кроме традиционной конструкции промышленностью встречаются еще ШРУСы сухарикового, трипоидного и двойного карданного типа.

В настоящее время особый интерес представляет трехшиповой шарнир типа "Трипод" ( в просторечии - "Трипоид"). Шрус трипоид конструкционно имеет принципиальные отличия от стандартных шарниров, применяемых на автомобилях. Основные преимущества "Трипода" - упрощенная конструкция и низкие затраты на производство. Трипоидный шарнир более долговечен более устойчив к нагрузкам, появляющихся в результате осевых смещений, при больших радиусах поворота шарнира. Данный тип шарнира способен выдерживать момент на скручивание свыше 250 кгм. Среди преимуществ также - наличие большого продольного хода, большее удобство в обслуживании и установке, в сравнении со стандартным типом.

Трипоиды подразделяют не "жесткие" и "универсальные". Конструктивно, они немного различаются и имеют разные характеристики:

- жесткие - имеют угол до 43°.

- универсальные - имеют угол до 25°, и допускают перемещение вдоль оси (длина приводного вала за счет шарнира может либо увеличиваться либо уменьшаться, длина хода может достигать до 2 см). Универсальные трипоиды, установлены практически во всех внутренних шарнирах легковых иномарок.

Конструкция универсального трипоида:

На конце вала, на шлицах закреплен трехшиповой узел, представляющий собой три "пальца", размещенных в плоскости перпендикулярной оси вала. Пальцы в этой плоскости установлены под углом 120°. На них расположены подвижные ролики с шаровой наружней поверхностью, способные вращаться. Ролики на пальцах трехшиповика, в свою очередь, закреплены на игольчатых подшипниках (тонкие длинные цилиндрические ролики). Трехшиповик помещен в корпус, во внутренней части которого изготовлены канавки под ролики, что обеспечивает подвижность шарнира и создает необходимый угол поворота шарнирного узла, а также обеспечивает шарниру продольное осевое перемещение.

Когда следует менять ШРУС?

ШРУСы подлежат замене после появления определенных симптомов: шум, стук (хруст) со стороны переднего моста при движении автомобиля, чаще на повороте. В просторечии в таком случае говорят - у тебя захрустела граната.

Чтобы проверить состояние шарнирных узлов, необходимо заехать в песок, и выворачивая руль до упора в сторону, резко начать движение с пробуксовками. Если есть стук, характерный хруст - значит произошла поломка шруса.

«Гранаты» являются крайне чувствительными к загрязнению механическими узлами, поэтому требуют внимательного ухода. Обязательно постоянное наличие обильного смазочного материала, снижающего трение между валами и шариками, а также необходимо содержать в целостности защитные резиновые пыльники, входящие в комплект ШРУСов. При загрязнении шарнирный механизм быстро выходит из строя. Если долго не менять шарниры, которые уже отслужили свой срок эксплуатации - это грозит выходом из строя гранаты. При поломке гранаты, узел может заклинить, и машина не сможет тронуться с места и начать движение.