Для идентификации транспортных средств в 1977 году в США и Канаде был введен стандарт ISO 3779-1983 «Идентификационный номер транспортного средства», который в англоязычной версии известен как VIN. Сделано это для удобства осуществления контроля нелегальных машинам. Простой и надежный принцип создания кода позволял в случае обнаружения двух одинаковых номер определить, какой их них перебит и чья машина украдена, а, например, оригинальные кузовные запчасти можно без проблем приобрести уже сейчас.
Сам номер использует в своей кодировке все цифры от нуля до девяти, а так же буквы латинского алфавита кроме I, O, Q:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z
Сделано это для удобства, т.к. данные буквы легко можно принять или за 1, или за ноль. В VIN коде зашифрованы производитель автомобиля, год выпуска, а так же страна выпуска.
Весь код VIN состоит из трех составных частей, каждая из которых несет свою информацию.
Так в интервале с 1-ого по 3 символ закодирован мировой индекс производителя (WMI - World Manufacturers Identification). Этот индекс, в свою очередь, дает информацию о географической зоне (1- цифра), страну в этой зоне (2-цифра) и конкретного производителя (3-цифра).
С 4-го по 9-й содержится описательная информация (VDS - Vehicle Description Section). Эта шестизначная часть кода VIN описывает свойства автомобиля. Это обычные данные о модели автомобиля, о том какой кузов, комплектация, силовой агрегат и т.д. Изготовитель сам вправе определять знаки, их смысл и последовательность их расположения. Довольно часто последнюю позицию этой части кода (9-я позиция в общем коде VIN) указывает на некий контрольный символ, который защищает весь номер от возможной перебивки, т.к. угонщикам прибавиться работы и контрольный код (который еще нужно знать) так же придется перебивать.
И последняя третья часть кода VIN с 10-го по 17-й символы содержит отличительную часть (VIS - Vehicle Identification Section). Последние четыре символа должны быть обязательно цифровыми. Для изготовителя стоит придерживаться следующего правила: обозначение модельного ряда помещают на первую позицию этого восьмизначной части, а вот отборочный цех – на вторую позицию. Поэтому, как правило, на первом месте VIS-части (а во всем VIN коде это 10 символ) стоит модельный год автомобиля. Обращаем внимание на тот факт, что модельный ряд может опережать и значительно отличаться от календарного года. Обычно, модельный год, начинается или в октябре, или в ноябре, или даже в августе как у Volkswagen и Audi, Ане 1 января как привычный для нас календарный год. Второй символ части VIS (а в общем коде VIN это 11 позиция) содержит, как отмечали выше, информацию о заводе-изготовителе транспортного средства. Стоит, однако, уесть тот немаловажный момент, что сами позиции о модельном ряде и заводе-изготовителе не привязаны именно к этим позициям. Данные местоположения лишь рекомендованы. Поэтому некоторые из производителей довольно вольно трактуют эти правила и могут изменять отступать от них.